Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский р-н,
с. Мазанка, ул. Школьная, 1-Б
телефон: +7 978 784-43-37
понедельник–пятница с 7:00 до 17:30
«Музыка и традиции народов Крыма»
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Здравствуй, небо (руки вверх)
Здравствуй, земля (приседают)
Здравствуйте, мои друзья ( руки вперёд)
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Я приглашаю вас совершить путешествие, а куда мы отправимся, попробуйте догадаться сами.
Показ русского костюма (слайд )
Женский костюм на Руси состоял из сарафана, рубахи, кокошника или сороки, лаптей или сапог. Мужчины носили рубаху, порты, картуз, лапти или сапоги. Поверх рубахи в холодную погоду надевали кафтан, жилет, полушубок или шубу.
Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века.
Сарафан - как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Мода на них не проходила никогда. Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан давно считается русским женским костюмом. Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду.
Название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник - в том числе незамужними. Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству
Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.
Праздничную одежду хранили в сундуках.
Показ украинского костюма (слайд )
Традиционный украинский костюм, ребятки, это - яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, украшения.
Основу женского костюма составляет длинная рубашка - кошуля, сорочка. Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу. Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья.
После свадьбы к рубахе добавлялась поясная одежда – понева. Ее носили только замужние женщины. Понева - своего рода передник-фартук, только надевается он задом наперед. А еще надевали вышитый и украшенный лентами передник - так выходило наряднее. Потом стали надевать юбку (спiдницу).
В прохладную погоду добавляли безрукавку – корсетку. Девичий головной убор- украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами. Девичьи головные уборы не закрывали голову, а коса - основная прическа украинской девушки.
Мужчины носили вышитые рубашки, вот такие штаны-шаровары, а рубаха подпоясывалась кушаком-это длинный пояс.
Показ крымскотатарского костюма (слайд)
Силуэт мужской и женской одежды подчёркивает стройность и изящность фигуры. Праздничная одежда богато украшена золотым шитьём, тесьмой. Яркая деталь костюма — пояс (ийпишли къушакъ) отделанный серебряными пряжками (къушакъ баши и сулюк).
Такой пояс был большой ценностью и передавался из поколения в поколение. Жилеты (сыралгъан тончукъ) были вышиты традиционным крымско-татарским орнаментом и были обязательным элементом костюма.
Необходимо заметить, что акценты в целом, в нарядах крымских татар делались на верхней части одежды. На голову надевали шапку (къалпакъ иль фес). Обязательным элементом был пояс в основном из серебра, очень выразительный, пышный, выполненный в технике филиграни, на рукавах вышиты ромбовидные накладные манжеты (ен къапакъ). В нижней части одежды нехарактерны были какие-то яркие, броские детали.
В праздничных нарядах предпочтение отдавалось тканям бардового, зелёного и фиолетового цветов.
Праздничные наряды крымских татарок вышивались золотыми нитями, тесьмой жёлтого цвета. Цвета красный, жёлтый, голубой выполняли защитную функцию. Невеста всегда была в платье красного цвета. Предстать перед посторонним человеком без головного убора, считалось неприличным.
Русский народный инструмент
Украинский народный инструмент
Бандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12-25, на современных — 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).
Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, перебирая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.
Происхождение
Бандура — инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баной. Бандура напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с базурой, народным инструментом крымских татар.
Национальная музыкальная культура крымских татар очень разнообразна и для того, чтобы действительно ее понять, стоит знать старинные народные музыкальные инструменты. Среди этих инструментов:
В восточной музыке очень важное место занимают ударные инструменты. К крымско-татарской музыке это также относится, здесь многие годы используют:
«Хоровая орнаментальная игра» крымскотатарская «Заинька» (звучит крымскотатарская музыка)
У тебя, заинька, ножки хороши,
Выйди в круг, заинька, хайтарму спляши
Для заиньки, музыка, весело играй
Мня, заинька, тоже выбирай.
(после танца зайчик говорит)
Я люблю вас всех, детишки
И девчонки, и мальчишки
Я люблю вас всех, всех, всех
А вот (имя) больше всех.
Хлибчик – украинская народная игра
Правила игры: дети делятся на водящего (хлибчик) и остальных участников, которые делятся на пары и становятся, держась за руки, друг за другом. Водящий происходит диалог.
— Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.
— А выпечешь? — спрашивают дети из последней в ряду пары.
— Выпеку!
— А убежишь?
— Посмотрю!
Дальше дети из этой пары должны разбежаться в разные стороны для того, чтобы, увильнув от хлибчика, снова взяться за руки и встать перед первой парой. Хлибчик же должен поймать одного из них и не допустить соединения пары.
Катись яблочко – русская народная игра.
Правила игры: дети становятся в круг, руки спрятаны за спиной. Водящий в середине круга стоит закрытыми глазами. Незаметно для водящего, дети передают яблоко друг другу, приговаривая слова: «Катись, катись яблочко». Водящий должен угадать у кого яблоко.
Конкурс – угадай мелодию.
Дети на слух должны угадать музыку народов: русского, украинского и крымскотатарского.
Показ видео народных танцев: русского – во поле березка стояла, украинского – гопак, крымскотатарского – хайтарма.
Знают взрослые и дети-
Много дивного на свете!
но волшебная страна,
полная чудес - одна!
Это - наш красавец Крым,
он самим творцом любим!
Словно в зеркале вселенной,
отразилась в нем планета.
Каждый хочет непременно
посмотреть на чудо это.
Здесь многих народов скрестились пути
и многих племён - перекрестья,
Чтоб мир и покой мы могли обрести,
заботясь об этом все вместе.
Болгарин и русский, еврей, караим,
Крымчак, украинец, татарин.
Крым каждый по праву считает своим:
Он Богом для всех был подарен.