Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» с. Мазанка»
Симферопольского района Республики Крым​​​​​​

Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский р-н,
с. Мазанка, ул. Школьная, 1-Б
телефон: +7 978 784-43-37
понедельник–пятница с 7:00 до 17:30

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно-коммуникативных технологий Тема: «Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно-коммуникативных технологий Тема: «Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» с. Мазанка» Симферопольского района Республики Крым

Почтовый адрес: 297530, Республика Крым, Симферопольский район, село Мазанка,

ул. Школьная, дом, 1-б.

Тел. (0652) 347-224

E-mail: kanataevae@mail.ru

__________________________________________________________________

 

                                                      

                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                  Заведующий МБДОУ

                                                                 ____________ Е.И. Канатаева

                                                         от «___»________2020г.

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно-коммуникативных технологий

Тема: «Путешествие в сказочный мир картины

В.М.Васнецова   «Алёнушка»

 

 

                                              Подготовила и провела:

воспитатель МБДОУ

 «Детский сад «Солнышко» с. Мазанка»,

 Глухова Елена Евгеньевна

 

 

 

 

с. Мазанка, 2020г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно-коммуникативных технологий

Тема: «Путешествие в сказочный мир картины В.М. Васнецова  «Алёнушка».

Цель: Ознакомление детей с творчеством Виктора Михайловича Васнецова с картиной ;

Задачи:

-совершенствовать навык рассматривания картины;

 - учить определять настроение картины;

- учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины

  -подвести маленьких зрителей к чувственному восприятию, пониманию шедевров изобразительного творчества; :,

-формировать у детей навыки музейной культуры;

- учить анализировать факт и высказывать свою точку зрения; развивать  зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение ;

- развивать эмпатические  качества характера, умение сочувствовать другому, стремление помогать окружающим.

-  воспитывать творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимание, ответственность.

Вводная часть:

 Звучит тихая музыка. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Выполняется ритуал «Клубочек». При наматывании нити на большой палец, детям предлагается назвать нежные ласковые слова. Воспитатель обращает внимание на то, что нить не оборвалась, вот и ребята в группе будут так же крепко дружить. Этом клубочек поведет нас в сказку.

- Тише, детки, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса…

Сказка спряталась пока!

Не грусти, улыбнись,

Сказка дарит нам сюрприз.

- А сюрприз такой! Наш ковер превратился в волшебный ковер-самолет. И на нем мы полетим в страну сказок. Объявляю посадку на Ковер- самолет! ( Дети садятся на ковер.) Пристегнули ремни! Полетели!

 

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся.

Не пугай наших ребят,

Хорошо они сидят.

В небо чистое глядят.

Вон волшебная страна…

Опускаться нам пора.

Наш ковер летит все тише,

Опускается все ниже.

 

- Внимание! Идем на посадку!.. Вот и приземлились! Отстегнули ремни. Ребята, поднимайтесь с Ковра- самолета и, добро пожаловать в сказку.

Что напоминает вам это место? (Ответы детей) Да, действительно, это — картинная галерея. Ну-ка,  кто мне скажет,  как нужно вести себя в картинной галерее?  Это галерея не обычная. Все эти работы выполнил замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов.

-  Жил он сто лет назад в Кировской области в маленьком селе Рябово в деревянном доме (показываю иллюстрацию деревенского дома).

- Семья Виктора Михайловича была большая: с ним жили мама, папа, бабушка, дедушка и пять братьев. По вечерам бабушка зажигала лучину, ведь электричества тогда не было, и рассказывала внучатам сказки  про  ковёр - самолёт, про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, про бабу Ягу - костяную ногу, про царевну – Лебедь. Маленький Витя слушал внимательно бабушку и рисовал сказочных героев. А  когда он вырос, и поступил в Художественную академию  научился рисовать и портреты, и пейзажи, и натюрморты, но больше всего ему по прежнему нравилось рисовать сказки, поэтому сказочных картин у Васнецова очень много.

Дети рассматривают  картину В.М. Васнецова «Иван-царевич и серый волк».

- Отгадайте, к какой сказке нарисовал Виктор Михайлович эту картину? («Иван-царевич и серый волк»)

- Молодцы! Вспоминает Васнецов одну из любимых своих сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает».

Рассматривание картины «Три богатыря»,

Мы с вами рассматривали эти картины и беседовали по ним. Кто написал все эти картины? ( В.М.Васнецов.)

Все эти картины он написал к известным сказкам.

Как вы думаете, а что мы сейчас будем делать? Посмотрите на экран, что вы видите? (Рассматривать картину)

-Эта картина называется «Аленушка».

 Однажды увидел Виктор Михайлович Васнецов в своём селе бедную девушку-сиротку, она была бедно одета, босая.

- Кто такая сирота?

У девушки были очень грустные глаза. Виктор Васнецов пригласил девушку в дом, накормил, но глаза её всё равно оставались грустными. Она скучала по маме, искала родных. Её глаза так запомнились Виктору Михайловичу, что в своей картине «Алёнушка» он нарисовал Алёнушке именно такие глаза

И это полотно не иллюстрация к известной сказке. У  Васнецова было одно желание: передать через эту девочку-крестьянку красоту и поэзию народных легенд.

 Ребята, послушайте два музыкальных произведения и подберите подходящее к «Алёнушке» (включается грустная музыка «Болезнь куклы», затем веселая «Полька»).

 А теперь ребята давайте подробней  рассмотрим эту замечательную картину.

-Кто изображен на картине? (задумавшись, девушка Аленушка.)

- Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (волосы растрепаны. Простоволосая)

-Как одета Аленушка? ( не тепло, легко ,по летнему, сарафан)

- Обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они? (босые, грязные). Уточняю: усталые, обитые о дорожные камни)

-Как вы думаете почему девочка босая? ( нет обуви)

-Где находится наша героиня ? ( На берегу озера, на камне, сидит).

-Как она сидит, в какой позе ? (Аленушка положила голову на колени). Попросить одну из девочек показать,  как сидит Аленушка.

- Как художник показал, что девушка горюет?( Лицо грустное, она жалко склонилась над водой).

- Что окружает девочку на картине?(лес и деревья)

А сейчас давайте мы с вами вернемся в группу.

Садимся на ковер, пристегнули ремни безопасности.

 

Ты ковер лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тине, тише не качайся.

Вот и садик наш родной.

Прилетели мы домой.

 

 

Физминутка (на экране)

Отдохнули, вот и славно. А теперь давайте пройдем за свои столы и теперь уже вблизи рассмотрим эту замечательную картину « Аленушка».

- Какое время года изображено? (Самое начало осени)

- Как художник показал нам , что приближается осень?(Желтые листочки плавают в воде, на березках желтые листья).

- Что можно сказать о солнце? (солнце нет оно прячется за тучами)

- О небе? (небо на картине хмурое, пасмурное, серое, дождливое, осеннее)

-Как вы думаете почему художник нарисовал к этой картине осень?(нет, потому что осенью природа грустная).

-Природа расстается с лесом,  блеклая зеленовато-бурая трава, оголенные осинки, медленно падающие багряные листья, всё говорит о скором приближении осени.

-Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуем ей не только мы, но и… Кто сидит на веточке? Что? (Ответы детей.)

-Как вы думаете , что за птицы изображены на картине? (ласточка)

- Кто из вас заметил, какие краски использовал художник для  написания этой картины? (Ответы детей.)

-Главные тона здесь серые, зеленые, желтоватые. Нет в картине ничего яркого.
- Что чувствуете вы когда смотрите на эту картину?(Жалость, сочувствие, желание помочь).

Зрительная гимнастика (на экране)

-А теперь давайте сделаем этой картине рамочку. А вечером вы возьмете свои работы с собой и покажите и расскажите родителям. Можно повесить картину на стену.   

2 часть:

Аппликация-подарок Аленушке.

(Проводиться аппликация с цветной манкой)

Рефлексия:

-С какой же новой картиной вы сегодня познакомились?

- А для чего же мы знакомимся с картинами, рассматриваем их, рассказываем про   них? (Чтобы видеть мир в красивых тонах, воспитывать чувство прекрасного).