Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» с. Мазанка»
Симферопольского района Республики Крым​​​​​​

Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский р-н,
с. Мазанка, ул. Школьная, 1-Б
телефон: +7 978 784-43-37
понедельник–пятница с 7:00 до 17:30

НОД по гражданско – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

14 декабря 2018 г.

Тема: «Государственные символы России»

Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Формировать уважительное отношение к государственным символам России.

Ход НОД:

Воспитатель. Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия – наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и села, в которых живут люди. Россия – это государство. Столица нашего государства – городМосква. В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы. Сегодня мы о них и поговорим.

Воспитатель: Какие государственные символы Вы знаете? (Ответы детей)

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на дома в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолётов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение – «стягивать» к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги начали делать из ткани.

Современный флаг утвердил великий русский царь Пётр 1. Полотнище его флага состоит из трёх полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.

Воспитатель: Дети послушайте стихотворение:

Белая полоска — белая берёзка!
Русская душа — чиста и хороша!
Полоска голубая — светлая родная!
Это воздух и вода — жизни вечная среда!
А красная полоска — то сердца отголоски —
Вера, Преданность и Честь,
Память, Мужество и Верность —
Это всё в России есть! (О. Богданова)

Воспитатель: И так дети что обозначают цвета на флаге?

Дети: Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный– огонь и отвагу.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть салфетки данных цветов и с помощью их, мы с Вами сделаем наш флаг России. Но это немного позже. А сейчас прошу всех встать.

Физкультминутка «Флажок»
(с российскими флажками)

Флаги в руки мы возьмем, вверх поднимем и взмахнем
(Дети поднимают флажки над головой и машут)

А затем мы дружно в ряд зашагаем, как отряд!
(Дети шагают друг за другом, машут флажками)

Спрячь флажок за спину, друг.
(Дети встают в круг, прячут флажки за спину)

Ты, флажок свой покажи и попрыгай от души. (Дети прыгают)

Воспитатель: Дети а что такое герб?

Дети (сомневаются)

Воспитатель: Слово «герб» пришло в русский язык давно (16-17 веках) что означает «наследство». Наука, которая занимается изучением гербов называется геральдика. Геральдика – это наука, изучающая гербы государств, городов, отдельных семей. Герб человека – это его своеобразная визитная карточка. На гербах городов, областей, стран изображают особенности их хозяйства, географического положения, быта населения

Воспитатель - Один из символов нашей страны Герб (вносит).

Что и кто изображен на гербе.

Дети - Орел, всадник, змея и т. д.

Воспитатель — двуглавый орел более четырех столетий является символом нашей Родины.
В древности орел считался большой летающей птицей, поэтому образ орла - символ сильного государства.

Воспитатель:  Посмотрите на крылья орла. Какого они цвета?

Дети:  желтого цвета похожи на солнце, золото.

Воспитатель - Солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На Руси, золотого орла народ сравнивал с солнцем.
Вот и мы с Вами попробуем сделать герб с помощью пластилина и фольги.

Воспитатель: Дети Вы слышите, что звучит?

Дети: Это гимн России.

Воспитатель: Правильно, и Вы наверное все помните что слушать его необходимо стоя и при этом не разговаривать (дети встают и вслушиваются в слова гимна).

Воспитатель: Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. 

Воспитатель: А сейчас Вы немного отдохнете, попьете водички, и мы с Вами займемся творческим процессом сделаем герб и флаг.

Дети делятся на две команды, одна команда работает над гербом с помощником воспитателя, а вторая непосредственно с воспитателем делают флаг.

Аппликация "Флаг России" из бумажных салфеток пошаговая инструкция:

  • Заранее подготавливаем фон для поделки. В центре плотного картона рисуем орла, делим лист на три равные части и прорисовываем полосы.
  • Даем детям цветные салфетки и просим их нарвать на небольшие квадратики
  • После чего просим детей скрутить салфетку, но при этом разделив цвета.
  • Воспитатель помогает детям аккуратно обклеить контур орла салфетками нужного цвета.
  • Далее дети сами при помощи кисти наклеивают салфетку на картон, но при этом учитывают цвет полос.
  • После того как работа просохнет, воспитатель сам приклеивает золотую гофра бумагу (поскольку использует горячий клей).

Тиснение герба России пошаговая инструкция:

  • Заранее подготавливаем фон для поделки. Вырезаем плотный картон в виде герба, а в центре рисуем орла.
  • Сначала просим детей раскатать отдельные детали в виде обычных шариков и колбасок.
  • После этого соединяем данные детали вместе, учитывая контур подделки.
  • С помощью пальцев сглаживаем все неровности, добиваясь цельности работы.
  • С помощью стеков прорисовываем хвост, крылья, голову.
  • После чего форма оборачивается фольгой. Сверху от центра с помощью губки вдавливается рисунок (принцип печати)

В конце воспитатель покрывает часть работы золотой краской.

Итог занятия:

Оформляем уголок Символика России. Дети делятся впечатлениями.