Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» с. Мазанка»
Симферопольского района Республики Крым​​​​​​

Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский р-н,
с. Мазанка, ул. Школьная, 1-Б
телефон: +7 978 784-43-37
понедельник–пятница с 7:00 до 17:30

"Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи" Семинар

7 декабря 2018 г.

(краткое содержание)
 

План проведения

1.Информационная часть.

1.1.Психологичкские аспекты взаимодействия людей.

1.2.Игра «Разные мнения».

2.Практический инструментарий.

2.1.Рекомендации по организации работы с родителями.

2.2.Игра «Карамбия».

3.Рефлексия. Подведение итогов работы.

1.Информационная часть.
1.1.Психологические аспекты взаимодействия людей.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был бы лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

Общение- это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию взаимодействующего.

Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов характерны следующие особенности:

1. Равенство психологических позиций взаимодействующих независимо от их социального статуса;

2. Равное  признание активной коммуникативной роли друг друга;

3. Психологическая поддержка друг друга.

Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:

1. Сотрудничество

2. Противоборство

3. Уклонение от взаимодействия

4. Однонаправленное содействие

5.Однонаправленное противодействие

6. Контрастное взаимодействие

7.Компромиссное-взаимодействие

Условия необходимые для оптимального

педагогического общения:

·        Искрений  интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.

·        Умение слушать людей- как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность выговориться.

·        Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

·        Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит  улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.

·        Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворять, проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.

·        Умейте завоевывать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.

1.2.Игра «Разные мнения»

 

Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я – родитель» или «Я – воспитатель».

Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, краткости, хотят услышать что то хорошее о своем ребенке, надуются на оказание помощи в случае необходимости.

Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности,  уважения к себе, активности, внимания и понимания.

Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и «воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия.

2.Практический инструментарий.

2.1. Рекомендации по организации работы с родителями.

·        Способность к общению – профессиональное качество педагога.

Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя  психологически грамотно.

·        Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Нередко педагог видит в родителях людей, изначально  стоящих к нему  в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать.  Так вести разговор нельзя- вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца или матери воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

·        Развивайте в себе стремление к равной  позиции с родителями.

Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

·        Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком – то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В – третьем – укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть  и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь своего сына или дочери.

·        Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка,  психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

·        Ищите новые формы сотрудничества с родителями.

Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, но который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.

·        Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

·        Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.

Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

·        Учитывайте личные интересы родителей.

Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится. Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.

·        Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пройдет  более успешно, если, во – первых, вам удалось избежать противоречия и конформации. Во – вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В – третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в – четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.

2.2. Игра «Карамбия».

 

Задачи:

-         Предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения;

-         Помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения.

3.Рефлексия, подведение итогов работы.