Слайд 2
На этой фотографии вы видите девушку в национальном костюме конца 18 начало 19 века. Обратите внимание – на ее богатый наряд и украшения. Украшения в национальном костюме всех народов занимают большое место. Они выполняли не только эстетические функции, но и имели функциональное назначение: ими застегивалась одежда, укреплялась прическа. Ювелирные изделия крымских татар отличались большим разнообразием.
Удивительные узоры на различных ювелирных украшениях крымских татарок, изящно переплетаясь, создают восточную сказку. В старину эта сказка делала свою хозяйку модной, а также обладала особой магией, которая защищала ее от дурного глаза и нечистых сил. При этом сакральными были не только детали украшения, но и металл с камнями.
Слайд 3,4
Сила и дух металла
Большинство ювелирных изделий выполнялись в технике филигрань. Наиболее распространенными были изделия из серебра и золота, также выполняли их из меди и железа. Из камней были распространены сердолик, перламутр, бирюза, яшма, жемчуг, алмаз, янтарь и кораллы.
Но почему предпочитали металл? Считалось, что земля и все, что в ней находится, принадлежит Аллаху. И металлы, порожденные землей, обладали божественной силой.
Стоит отметить, что в степной зоне предпочтение отдавали серебру, а в горной и южнобережной части Крыма – золоту. Серебро символизировало целомудрие и красноречие. Люди верили, что оно обладает магическими и очистительными свойствами. Золото символизировало богатство, гармонию, благородство и силу.
Весь комплект ювелирных изделий, бытовавших в Крыму в конце XVIII — начале XIX вв. делился на четыре вида: "Украшения были головными — налобные, височные, серьги, шейвушку вно-нагрудными — амулетницы, броши, поясными — пряжки, пояса, а также украшения для рук — браслеты".
Слайд 5,6,7
К XIX-XX вв. относится традиционный крымскотатарский пояс — йипишли къушакъ, состоящий из пряжки — токъа и равномерно расположенных по тканой ленте сулюков. Пряжку обычно изготавливали в форме юзюм япракъ — виноградных листьев. Эти работы считались авторскими и современными. Стоит отметить, что йипишли къушакъ не имеет подобных аналогов ни в одной культуре мира.
Важным составным в комплекте украшений считался пояс — къушакъ. Перед началом свадебной церемонии проходил обряд "опоясывания", когда отец или брат несколько раз обходит невесту и застегивал пряжку, "благословляя" ее. Считается, что къушакъ также защищал свою хозяйку от злых духов, болезней и несчастий. Поэтому его клали под подушку и роженице, и новорожденному.
Слайд 8
Изящная защита
В мусульманской традиции ювелирные украшения не только радовали глаз, но и выполняли защитную функцию. Самым распространенным из них считался оберег — дувалыкъ. Дело в том, что крымские татары с древних времен и по сей день верят в то, что краткие тексты из священного Корана, выписанные для конкретного человека, охраняют его, спасают душу от демонов, защищают тело от болезней.
Действительно, девушки юного возраста с длинными и красивыми волосами цепляли в свои косы обереги с молитвой — сач-дуа или сач-къасиде. А женщины старшего возраста носили их только на груди. Стоит отметить, что замужние женщины заплетали от одной до четырех кос, тогда как незамужние девушки могли заплести множество косичек. Сач-дуа были треугольной формы и защищали от завистливого взгляда. Незамужние девушки могли вплетать в свои косы до десятка таких украшений.
Слайд 9
Также крымские татарки носили нагрудное украшение в форме трубчатого футляра или треугольника — къасиде. Внутри такой амулетницы находилась молитва, которая также оберегала ее хозяйку.
Слайд 10
Замужние женщины носили – нагрудники из монеток – генданлыкъ. А незамужние носили броши или бусы.
Слайд 11,12
Топелик — головное украшение, как деталь традиционного костюма, пришивалась поверх феса. Его носили девушки с юного возраста. Композиция топелика состояла из цветов с камнем в центре или выполнялась в виде шестиконечной звезды, солнца, окруженного полумесяцами.
История одной фески.
Слайд 13
Крымские татарки с юных лет носили серьги — купе. Их вид не зависел от семейного положения обладательницы. Обычно это были филигранные серьги различных форм из серебра или золота.
Головной убор, т.е. фес, не закрывал уши. Их украшали серьги и подвески разнообразных форм.
Браслеты наряду с кольцами были одним из самых распространенных украшений среди крымских татарок. Девушки могли носить десятки колец и несколько парных браслетов вне зависимости от семейного и социального положения.
Я предлагаю мастер-класс по изготовлению браслетов в крымскотатарском стиле.
Материалы: (на каждого участника) заготовки браслетов из пластиковой бутылки, атласная лента – 120 см, скотч двухсторонний, клей «Кристал», элементы орнамента, бусинки, стразы.