Выступление из опыта работы
Тема: «Организация музыкальной театрализованной деятельности в ДОУ»
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель — сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи:
- формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять творчество в различных видах деятельности;
- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
- использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
- формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
- развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
Социально-коммуникативное развитие
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
- развитие эмоций;
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие
- приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
- развитие воображения;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
- выразительность исполнения основных видов движений;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
Организация музыкальной театрализованной деятельности в ДОУ:
1 шаг — создание развивающей предметно-пространственная среды.
В возрастных группах оформлены театральные центры.
Театральные центры представлены разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). Здесь же представлены различные виды театра: пальчиковый, теневой, конусный, театр рукавичек, театр на фланелеграфе, настольный и др.
В музыкальном зале, так же, размещены различные виды кукольных театров, маски, выполненные руками сотрудников.
Костюмерная оснащена: костюмами для спектаклей, режиссерских игр, игр драматизаций, париковыми и постижерскими изделиями.
2 шаг — в методическую копилку подбираем игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики, сценарии сказок, театрализованных игр, этюдов.
Виды театрализации с детьми дошкольного возраста
- Наблюдение театрализованной постановки взрослого.
- Индивидуальная театрализация.
- Театрализация в группе сверстников, исполняющих роли.
Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в ДОУ.
Место театрализации в образовательном процессе
- Непосредственно-образовательная деятельность (когда педагог — режиссёр).
- Самостоятельная игровая деятельность (когда дети — актёры или режиссёры).
- При проведении различных мероприятий (дети — зрители или актёры).
Но основным центром музыкальной театральной деятельности является наш уютный музыкальный зал, а главным режиссером и постановщиком — музыкальный руководитель, Лейля Мидатовна. Директором театра — является заведующий МБДОУ Елена Ивановна. У режиссера есть помощники: костюмер — наша кастелянша, Сидика Анафиевна и помощник в постановке танцев медицинская сестра Вита Николаевна.
Педагоги и сотрудники ДОУ являются и организаторами и актерами.
Главные актеры и зрители — дети!
Работа ведется в нескольких направлениях:
1. Музыкально-театрализованная деятельность с детьми(постановка спектаклей, мини-опер, музыкальных сказок). В одном спектакле могут играть дети из одной возрастной группы или разных возрастов.
- Мини-опера «Веселый огород».
- Музыкальная сказка «Беззаботный зайка».
- Кошкин дом на новый лад.
- Музыкальная сказка «Мешок яблок».
- Музыкальная сказка «Бал в королевстве овощей и фруктов».
2. Совместная музыкально-театрализованная деятельность взрослых и детей.
- Путешествие в подводное царство.
- Музыкальный спектакль «Снеговик-почтовик».
- Музыкальная сказка «Щелкунчик».
- Пасхальная сказка.
3. Музыкально-театрализованная деятельность только взрослых. Проект «Взрослые — детям».
- «Снежная королева».
- «Заюшкина избушка» с участием родителей.
- «Сказка про глупого мышонка».
- «Приключения Буратино».
- «Мама для мамонтенка».
- «Бременские музыканты».
- «Алтын баш и къыяр баш» (Золотая и огуречная голова).
4. Участие в районных мероприятиях (показ спектакля на районных методических объединениях в других детских садах Симферопольского района — МБДОУ «Василек» с. Доброе, МБДОУ «Колобок» с. Перово).
- «Арзы къыз» или «Мисхорская русалка».
- «Аюв дагъ» или «Медведь-гора»
5. Приглашение учителей и учеников начальных классов МБОУ «Мазанская школа»
6. Выступление в Мазанском доме культуры на районном мероприятии «Библиотека — храм души»
7. Участие в Районном конкурсе «Крым — моя Родина». Представление театральной постановки «Арзы-къыз» или «Мисхорская русалка» — увидите чуть позже.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Спасибо за внимание! (раздаю буклеты)