Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский р-н,
с. Мазанка, ул. Школьная, 1-Б
телефон: +7 978 784-43-37
понедельник–пятница с 7:00 до 17:30
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» с. Мазанка» Симферопольского района Республики Крым
Почтовый адрес: 297530, Республика Крым, Симферопольский район, село Мазанка,
ул. Школьная, дом, 1-б.
Тел. (0652) 347-224
E-mail: kanataevae@mail.ru
__________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
____________ Е.И. Канатаева
от «___»________2020г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Тема: «Путешествие в сказочный мир картины
В.М.Васнецова «Алёнушка»
Подготовила и провела:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Солнышко» с. Мазанка»,
Глухова Елена Евгеньевна
с. Мазанка, 2020г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Тема: «Путешествие в сказочный мир картины В.М. Васнецова «Алёнушка».
Цель: Ознакомление детей с творчеством Виктора Михайловича Васнецова с картиной ;
Задачи:
-совершенствовать навык рассматривания картины;
- учить определять настроение картины;
- учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины
-подвести маленьких зрителей к чувственному восприятию, пониманию шедевров изобразительного творчества; :,
-формировать у детей навыки музейной культуры;
- учить анализировать факт и высказывать свою точку зрения; развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение ;
- развивать эмпатические качества характера, умение сочувствовать другому, стремление помогать окружающим.
- воспитывать творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимание, ответственность.
Вводная часть:
Звучит тихая музыка. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Выполняется ритуал «Клубочек». При наматывании нити на большой палец, детям предлагается назвать нежные ласковые слова. Воспитатель обращает внимание на то, что нить не оборвалась, вот и ребята в группе будут так же крепко дружить. Этом клубочек поведет нас в сказку.
- Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока!
Не грусти, улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз.
- А сюрприз такой! Наш ковер превратился в волшебный ковер-самолет. И на нем мы полетим в страну сказок. Объявляю посадку на Ковер- самолет! ( Дети садятся на ковер.) Пристегнули ремни! Полетели!
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся.
Не пугай наших ребят,
Хорошо они сидят.
В небо чистое глядят.
Вон волшебная страна…
Опускаться нам пора.
Наш ковер летит все тише,
Опускается все ниже.
- Внимание! Идем на посадку!.. Вот и приземлились! Отстегнули ремни. Ребята, поднимайтесь с Ковра- самолета и, добро пожаловать в сказку.
Что напоминает вам это место? (Ответы детей) Да, действительно, это — картинная галерея. Ну-ка, кто мне скажет, как нужно вести себя в картинной галерее? Это галерея не обычная. Все эти работы выполнил замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов.
- Жил он сто лет назад в Кировской области в маленьком селе Рябово в деревянном доме (показываю иллюстрацию деревенского дома).
- Семья Виктора Михайловича была большая: с ним жили мама, папа, бабушка, дедушка и пять братьев. По вечерам бабушка зажигала лучину, ведь электричества тогда не было, и рассказывала внучатам сказки про ковёр - самолёт, про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, про бабу Ягу - костяную ногу, про царевну – Лебедь. Маленький Витя слушал внимательно бабушку и рисовал сказочных героев. А когда он вырос, и поступил в Художественную академию научился рисовать и портреты, и пейзажи, и натюрморты, но больше всего ему по прежнему нравилось рисовать сказки, поэтому сказочных картин у Васнецова очень много.
Дети рассматривают картину В.М. Васнецова «Иван-царевич и серый волк».
- Отгадайте, к какой сказке нарисовал Виктор Михайлович эту картину? («Иван-царевич и серый волк»)
- Молодцы! Вспоминает Васнецов одну из любимых своих сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает».
Рассматривание картины «Три богатыря»,
Мы с вами рассматривали эти картины и беседовали по ним. Кто написал все эти картины? ( В.М.Васнецов.)
Все эти картины он написал к известным сказкам.
Как вы думаете, а что мы сейчас будем делать? Посмотрите на экран, что вы видите? (Рассматривать картину)
-Эта картина называется «Аленушка».
Однажды увидел Виктор Михайлович Васнецов в своём селе бедную девушку-сиротку, она была бедно одета, босая.
- Кто такая сирота?
У девушки были очень грустные глаза. Виктор Васнецов пригласил девушку в дом, накормил, но глаза её всё равно оставались грустными. Она скучала по маме, искала родных. Её глаза так запомнились Виктору Михайловичу, что в своей картине «Алёнушка» он нарисовал Алёнушке именно такие глаза
И это полотно не иллюстрация к известной сказке. У Васнецова было одно желание: передать через эту девочку-крестьянку красоту и поэзию народных легенд.
Ребята, послушайте два музыкальных произведения и подберите подходящее к «Алёнушке» (включается грустная музыка «Болезнь куклы», затем веселая «Полька»).
А теперь ребята давайте подробней рассмотрим эту замечательную картину.
-Кто изображен на картине? (задумавшись, девушка Аленушка.)
- Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (волосы растрепаны. Простоволосая)
-Как одета Аленушка? ( не тепло, легко ,по летнему, сарафан)
- Обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они? (босые, грязные). Уточняю: усталые, обитые о дорожные камни)
-Как вы думаете почему девочка босая? ( нет обуви)
-Где находится наша героиня ? ( На берегу озера, на камне, сидит).
-Как она сидит, в какой позе ? (Аленушка положила голову на колени). Попросить одну из девочек показать, как сидит Аленушка.
- Как художник показал, что девушка горюет?( Лицо грустное, она жалко склонилась над водой).
- Что окружает девочку на картине?(лес и деревья)
А сейчас давайте мы с вами вернемся в группу.
Садимся на ковер, пристегнули ремни безопасности.
Ты ковер лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тине, тише не качайся.
Вот и садик наш родной.
Прилетели мы домой.
Физминутка (на экране)
Отдохнули, вот и славно. А теперь давайте пройдем за свои столы и теперь уже вблизи рассмотрим эту замечательную картину « Аленушка».
- Какое время года изображено? (Самое начало осени)
- Как художник показал нам , что приближается осень?(Желтые листочки плавают в воде, на березках желтые листья).
- Что можно сказать о солнце? (солнце нет оно прячется за тучами)
- О небе? (небо на картине хмурое, пасмурное, серое, дождливое, осеннее)
-Как вы думаете почему художник нарисовал к этой картине осень?(нет, потому что осенью природа грустная).
-Природа расстается с лесом, блеклая зеленовато-бурая трава, оголенные осинки, медленно падающие багряные листья, всё говорит о скором приближении осени.
-Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуем ей не только мы, но и… Кто сидит на веточке? Что? (Ответы детей.)
-Как вы думаете , что за птицы изображены на картине? (ласточка)
- Кто из вас заметил, какие краски использовал художник для написания этой картины? (Ответы детей.)
-Главные тона здесь серые, зеленые, желтоватые. Нет в картине ничего яркого.
- Что чувствуете вы когда смотрите на эту картину?(Жалость, сочувствие, желание помочь).
Зрительная гимнастика (на экране)
-А теперь давайте сделаем этой картине рамочку. А вечером вы возьмете свои работы с собой и покажите и расскажите родителям. Можно повесить картину на стену.
2 часть:
Аппликация-подарок Аленушке.
(Проводиться аппликация с цветной манкой)
Рефлексия:
-С какой же новой картиной вы сегодня познакомились?
- А для чего же мы знакомимся с картинами, рассматриваем их, рассказываем про них? (Чтобы видеть мир в красивых тонах, воспитывать чувство прекрасного).